2 подхода к разработке сайта и ожидания заказчиков.

Современный заказчик часто ожидает от сайта прорыва или, как минимум, WOW эффекта. Всегда ли эти ожидания можно реализовать и если можно то как? В этой статье я расскажу об основных причинах завышенных ожиданий и что делать заказчику, чтобы не разочароваться в результатах разработки.


Если рассматривать процесс разработки сайта со стороны заказчика, то он выглядит примерно так: мы передаем разработчику наши пожелания - разработчик предлагает решение - мы это решение утверждаем - разработчик реализует сайт - мы наслаждаемся результатом.

У хороших разработчиков так все и происходит: процесс разработки контролируется регламентами, заказчик этап за этапом приближается к ожидаемому результату. А вот на какой именно результат можно рассчитывать я и хотел бы рассказать.

В разработке сайта есть 2 принципиально разных подхода, в каждом из которых уровень ожиданий должен отличается:

  1. Подход 1 - создаем сайт на уровне конкурентов
  2. Подход 2 - создаем сайт лучше, чем у конкурентов

Несмотря на схожесть в звучании, эти задачи принципиально разные


Первый вариант предусматривает копирование идей у конкурентов под собственным брендом. Этот вариант дает возможность без излишних вложений создать конкурентоспособный сайт, который впоследствии можно доработать и улучшить по мере появления новых решений у конкурентов (игра в догонялки).

Второй вариант означает поиск решений, которые будут лучше и эффективнее, чем у конкурентов. В этом варианте заказчик совместно с разработчиком готовят проект для укрепления или расширения доли рынка.


Какой вариант разработки выбрать, посмотрим на примерах

Пример: Вы - заказчик и хотите продавать электроинструменты через интернет-магазин. Вы уже имеете опыт продаж в интернет, но данная тема для вас новая. В таком случае лучше не выпендриваться и пойти по сценарию “копирование конкурентов”. В этом случае вы экономите время на запуск и бюджет на разработку. Кроме того, вы используете проверенный функционал, возможно не самый эффективный, но вполне рабочий для старта и выхода на прибыль.

Другой пример - вы хотите создать интернет-магазин тех же электроинструментов, при этом у вас уже есть несколько обычных магазинов в теми же товарами. Вы как минимум понимаете потребности целевой аудитории, критерии выбора, особенности товара, логику и структуру выкладки и многие нюансы связанные с дополнительными возможностям допродажи схожих и сопутсвующих товаров. В таком случае, при достаточном бюджете мы порекомендуем вам индивидуальную разработку, чтобы сделать сайт лучше и эффективнее, чем у конкурентов. При таком подходе мы сможем внедрить в сайт такие вещи, которые создадут вам конкурентное преимущество и увеличат итоговую прибыль. А еще индивидуальная разработка позволит вам проще продвигаться и удерживать лояльность аудитории.


Как выглядит проект со стороны разработчика

Заказчики часто сталкиваются с тем, что задуманный проект не получается так, как они его себе представляли. Понятное дело -  заказчик видит проект с одной стороны, а разработчик с другой. Иногда эти противоречия становятся неразрешимыми в рамках текущих договоренностей. Проект - затягивается на неопределенное время, а то и совсем не запускается.


На моей практике в подавляющем большинстве случаев основная причина такого исхода - завышенные ожидания у заказчика в начале. И лишь в редких случаях попадаются попросту недобросовестные разработчики, уклоняющиеся от качественного исполнения договора.


Причины завышенных ожиданий

Причина 1

Самая частая причина в том, что у заказчика нет четкого представления будущего сайта, но есть ощущение, что это будет нечто такое идеальное, что полностью удовлетворит его. К сожалению или к счастью, идеал - это то, что созидается долго и кропотливо, в большинстве своем идеал никогда не будет сделан, но к нему надо стремиться, а каков идеальный сайт для конкретного бизнеса знает скорее разработчик, чем заказчик. (уж извините, но это так, разработчик мыслит логикой, цифрами и опытом других проектов, а заказчики как правило субъективным мнением).  

Итак, если у заказчика нет ясного представления конечного вида сайта, он начинает действовать по принципу - давайте делать разные варианты, а там посмотрим что понравится. Нетрудно догадаться, что попытка угадать (да именно угадать) то, что понравится  заказчику, приводит к пустой трате времени. Разработчик начинает искать варианты угодить заказчику, а не создать хороший сайт, выполняющий свои коммерческие задачи.

Ну и апофеозом таких взаимоотношений становится поток указаний разработчику -  “поправьте там…”, “а давайте вот к этому сделаем вот эту штуку ….”, “вот там давайте расширим, а там сузим...”.  Если такие просьбы еще и не сопровождаются аргументами - это явный признак провала проекта. Такая работа заканчивается для заказчика удовлетворительным результатом, сайт запускается гораздо позже запланированного срока. При этом страдает и разработчик, так как терпит убытки из за многочисленных переработок, но об этом сам заказчик может даже не подозревать.

Опытный заказчик держит в фокусе цели будущего сайта, а не то как эти цели будут реализованы.  Он также понимает, что любые попытки поиска решений без определенной цели - это потеря времени и отсрочка запуска. Для того, чтобы проект получился необходимо грамотно формулировать свои пожелания,корректировки, обсуждать их с разработчиком, приходить в крутым решениям с пониманием почему делаем ТАК и к чему это в итоге приведет. Нетрудно предположить, что такой процесс приводит не только к позитивному рабочему общению между заказчиком и разработчиком, но и, что более важно - к качественному результату для самого заказчика, так как все силы направляются на решение бизнес задач.  

Причина 2

Вторая важная причина завышенных ожиданий - недооценка важности контента. Часто заказчик попросту не готов вкладывать деньги и время в создание фотографий, качественных текстов и попросту отдает это разработчику за минимальную оплату, либо вообще бесплатно.

Что получается в итоге: сайт готов технически на 5 баллов, а контент только на 3 (потому что тексты написали лишь бы заполнить пространство, а картинки быстренько купили на бирже картинок). Какое будет итоговое впечатление от сайта? Правильно - только на 3 балла. Причем это становится очевидно заказчику уже после сдачи... И опять завышенные ожидания и разочарования.

Если вы хотите, чтобы сайт был презентабельный и продающий, ни в коем случае нельзя относиться к контенту так, как будто он сам собой дополнит сайт. Мы рекомендуем создавать фотографии, тексты и видео для сайта индивидуально. Задания на контент обычно делаются благодаря совместному обсуждению между командой разработчика и заказчиком. Во многих случаях контент для сайта можно сделать за относительно небольшой бюджет, при этом результат от индивидуальной работы над контентом многократно окупается, а сайт получается убедительным и презентабельным.    

Есть прогресс в отношениях

Надо признать,что в последнее время существенно выросла компетенция заказчиков в отношении проектирования и разработки сайтов. Все чаще мы стали встречать людей, которые понимают важность рабочих отношений и взаимного доверия, а также необходимость двусторонней работы.

Уважаемые заказчики, давайте строить рабочие отношения и делать крутые проекты!



Смотри также