Поисковый маркетинг
О нас | Кейсы | Отзывы

В чем разница между рекламой и маркетингом?

Для большинства людей смысл слов “маркетинг” и “реклама” кажется близким или даже одинаковым. Что уж говорить, если даже профессионалы часто смешивают, или подменяют эти понятия.

В коммерческих предложениях можно часто увидеть как одну и ту же услугу одни называют рекламой, а другие маркетингом. В чем суть этих понятий?

Продвижение бизнеса

На самом деле реклама и маркетинг имеют разные функции. Эти функции не пересекаются, а взаимно дополняют друг-друга.  

Маркетинг отвечает за исследования, аналитику, позиционирование, стратегию и планирование. Реклама отвечает за трансляцию сообщений потенциальным клиентам.

Другими словами: маркетинг отвечает на вопросы “ЧТО?”, “ГДЕ?”, “КОГДА?” и  “ПОЧЕМУ?”, а реклама - на вопрос “КАК?”

Принципиальные отличия

Функции рекламы

У рекламы всего одна важная функция 

  • донести маркетинговые сообщения до потенциальных клиентов.
 

Соответственно специалисты по рекламе решают в какой форме и какими технологиями это сделать. 

Например, только Яндекс сейчас предоставляет 6 инструментов для продвижения (SEO, поисковая реклама, РСЯ, банеры, Маркет, баян, карты, Дзен). В каждом инструменте можно применить разные приемы и техники. Вот в этом поле и работают специалисты по рекламе.


Функции маркетинга

Вот список базовых функций маркетинга:

  • анализ спроса (объем рынка, регионы, сегменты)
  • изучение потребностей клиентов
  • анализ конкурентов
  • разработка товарной линейки
  • ценовая политика
  • сервисная политика
  • выбор рекламных каналов

Посмотрите на вашу компанию. Какие из этих функций выполняются внутренними силами, какие отдаются подрядчику? Возможно какие-то функции вообще отсутствуют.

маркетинг vs реклама

Кто обычно выполняет функции маркетинга?

В крупных компаниях всегда есть собственный отдел маркетинга. Такие компания делают исследования рынка и аналитику собственными силами. А рекламу, SEO, поддержку сайта отдают агентству.

В малом бизнесе все по-другому. Функции маркетинга обычно ложатся на одного человека - иногда на маркетолога, а иногда на собственника. Разумеется полноценно заниматься всеми задачами одному человеку редко удается. Либо удается, но теряется быстрота и эффективность действий. Тогда частично функции маркетинга можно отдать агентству.

Пример такого взаимодействия: компания заказывает агентству анализ рекламы конкурентов. Допустим, после анализа выявлено, что основные конкуренты практически не продвигаются в соцсетях. Тогда руководитель компании принимает решение “сделать акцент на продвижении в соцсетях. Чтобы использовать текущее отсутствие там конкурентов”. После этого начинается работа с профессиональным подрядчиком: составление плана, т.д.

На примере мы видим, что внутри компании сосредоточена только часть функций маркетинга. Но это самая важная часть - принятие решений.

К чему приводят ошибки в рекламе?

  • к перерасходу средств
  • к отсутствию продаж с конкретного рекламного канала
  • в редких случаях к потере репутации

К чему приводят ошибки в маркетинге?

Ошибки в маркетинге в зависимости от уровня могут привести:

  • к потере доли рынка, вплоть до ухода с рынка
  • к потере рекламного бюджета
  • к потере репутации
  • к увеличению запасов неликвидного товара
  • к увеличению накладных расходов
  • к снижению среднего чека
  • к потере текущих клиентов

Как видим, ошибки в маркетинге гораздо фатальнее, чем в ошибки рекламе. Тем не менее, надо грамотно выбирать с кем работать как в маркетинге, так и в рекламе.


Маркетинг по уровням

  1. Аналитический - сбор и анализ данных.
  2. Продуктовый - определение матрицы товаров и услуг
  3. Региональный - в каких регионах продаете
  4. Ценовой - цены для разных партий, наборов, регионов, скидки
  5. Сервисный - уровень сервиса, стандарты коммуникаций с клиентами
  6. Продвижение - выбор рекламных каналов для продвижения

О выборе рекламных каналов

Что касается выбора рекламных каналов - часто замечаю одну и туже ошибку. Компании хотят развивать те каналы рекламы, где продвигаются конкуренты.  Логика такая: “раз конкуренты продвигаются в (например, Яндекс), значит это выгодно. Надо и нам оторвать свой кусок!”

Да, в этом есть смысл. Надо пробовать каналы, где рекламируются конкуренты. Но почему-то мало кто идет от обратного. Например “Никто из конкурентов не рекламируется в Facebook, почему бы нам это не сделать первыми? “

Не все знают, что некоторые виды рекламы сложно отследить. Конкурент может продвигаться так, что вы не будете замечать этого несколько месяцев и даже год. Именно такие инструменты позволяют медленно, но верно забирать долю продаж у ничего не подозревающих соперников.


В заключение выводы: 

1. Маркетинг должен работать совместно с рекламой. 

2. Сначала ответьте на вопросы “ЧТО?”, “ГДЕ?”, “КОГДА?” и “ПОЧЕМУ?”, а потом  пусть реклама придумывает “КАК?”. 

3. Старайтесь больше заниматься маркетингом в своей компании. А рекламу отдайте агентству.


Вопрос - ответ.

Вопрос - Мы хотим чтобы нас вело агентство. Какие услуги по маркетингу можно отдать на аутсорс?

Ответ - Кроме рекламы в агентствах часто есть такие услуги как:

  • - анализ онлайн-рынка
  •  - анализ конкурентов 
  • - разработка стратегии 
  • - тестирование предложений на целевой аудитории
  • - тестирование каналов продвижения
  • - аудит сайтов и лэндингов
  • - подготовка уникальных торговых предложений
  • ... 

Еще лучше когда вы заказываете маркетинговое сопровождение, и закрываете все эти вопросы разом.

12.07.2018